Как научить ребенка читать

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст 4,6–5 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно этот возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению.

deti-readingОбучение чтению должно строиться на естественных для этого возраста интересах. Детям 4,6-5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим детским интересом можно воспользоваться и ввести ребенка, «погрузить» в мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к 6 годам. Ребенок овладевает чтением тогда, когда испытывает к этому процессу интерес, особую тягу. Но чтение не самоцель. Эта задача решается в широком речевом контексте, закладывается фундамент будущей грамотности человека.

Признаки готовности к чтению формируются обычно к пяти годам, но это зависит от конкретного ребенка и его индивидуального развития.

Пора начать обучение чтению, если:

  • речь у ребенка уже полностью сформировалась, рассказ ребенка полноценен, развернут и полон;
  • развитие фонематического слуха позволяет ему слышать и распознавать звуки в разных частях слова;
  • нет грубых нарушений звукопроизношения;
  • развитие пространственной ориентации позволяет ребенку безошибочно определять такие понятия, как “верх”, “низ”, “право”, “лево”.
  • ребенок может фиксировать внимание на поставленной задаче.

Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как быстро научить ребенка читать – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор – алфавитный набор со специальной магнитной доской, или набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике. Хорошим подспорьем для того, как научить читать ребенка служат раскраски с буквами и прочее.

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

  • Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
  • Необходимо поддерживать интерес к занятиям, использовать разнообразные игры и пособия.
  • Важна частота занятий, а не длительность.
  • Инструкции должны быть короткими, но емкими.
  • На каждом занятии обязательно необходимо сочетать учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра)
  • Нежелание ребенка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребенка.
  • Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы и методики, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

Рассмотрим основные методики, как научить ребенка читать.

  1. Метод глобального чтения

единицей в котором является целое слово. Сегодня родители чаще всего знают его как метод Глена Домана.  Суть его в следующем: ребенку показывают карточки со словами, написанными крупными красными буквами. Высота букв и размер карточки строго регламентированы (7,5 см и 50х10 см соответственно). Карточки показываются в течение секунды, блоками по 5 слов. Каждое слово громко и чётко произносится взрослым. Начинают с простых и коротких слов, затем слова становятся длиннее, объединяются в словосочетания и предложения (сначала простые, затем распространённые), тексты и затем книги. Занятия проводятся ежедневно, по 3-5 блоков в день, каждый блок – не менее трёх раз.

В России методика Домана была доработана Андреем Маниченко, создавшим системы развития интеллекта «Умница» («Чтение с пелёнок», «Букварь с пелёнок» и др.). Они адаптированы к возможностям русского языка и включают игровые элементы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным для родителей и для малыша.

Методика Домана легла в основу методики Сесиль Лупан, автора книги «Поверь в свое дитя».  Карточки со словами также присутствуют, но принцип их использования иной. Карточки нужно  развешивать по дому на тех предметах, которые они обозначают. Когда малыш запомнит эти слова, мама может приступать к созданию самодельных книжек, в которых главными героями являются ребенок, его близкие, игрушки и предметы, вызывающие у малыша радость. Буквы должны быть крупными, а предложения – короткими. Сам процесс чтения должен вызывать у ребенка всплеск положительных эмоций.

2. Метод чтения по складам.

Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква (СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т). Склад  – это совсем не то же самое, что слог: они могут совпадать (например, в слове «зима» 2 слога и 2 склада), но чаще происходит обратное (например, в слове «всплеск» 1 слог, но 6 складов).

Самой известной из складовых методик является методика Николая Зайцева. Кубики Зайцева делятся на:

  • большие (с твердыми складами) и маленькие (с мягкими складами);
  • одинарные и двойные (склеенные друг с другом кубики с согласными, которые «дружат»  не со всеми гласными – Ж, Ш, Щ Ч);
  • железные (со звонкими складами), деревянные (с приглушенными складами), золотые (с гласными). Кубики наполняются деревяшками и металлическими крышечками, издающими глухой или звонкий звук соответственно.

Гласные буквы на кубиках пишутся голубым цветом, согласные – синим, а твердый и мягкий знак – зеленым. В набор включен один белый кубик со знаками препинания. Продаются кубики Зайцева в трех видах – стандартные собранные, несобранные и пластмассовые. В комплект входят и специальные таблицы, которые закрепляются таким образом, чтобы нижний край находился минимум на высоте поднятой ручки ребенка (малыш должен тянуться к таблице – это отличная профилактика сколиоза).

Дополнить занятия по кубикам Зайцева можно, используя пособие Вячеслава Воскобовича «Складушки», выполненные в виде книжки, на каждой странице которой – яркая картинка и стихотворная подпись с выделенными складами. Воскобович изобрел множество других пособий, среди которых «Теремки». Игра состоит из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными буквами и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными, которые вкладываются в теремки, чтобы получались склады. А из нескольких теремков вполне можно составить слово! Чтобы занятия не наскучили, можно использовать и другие пособия Воскобовича – «Конструктор букв», «Забавные буквы», шнуровки «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька» и другие.

3. Чтение через письмо.

Научить ребенка писать, а затем прочитать написанное – один из принципов обучения чтению по Монтессори. Заниматься по этой методике лучше с 4,5 лет (можно и раньше, учитывая интерес ребенка). Начинать нужно с увеличения словарного запаса, также можно подключать специальные звуковые игры. Параллельно можно готовить руку к письму с использованием специальных модулей и рамок для штриховки. Ребенок благодаря этому учится соотносить движение руки и глаза, контролировать свои движения, действовать по правилам и соблюдать установленные границы.

Затем ребенок знакомится с шероховатыми буквами, выполненными из материала, похожего на наждачную бумагу. Вначале показываются письменные буквы, затем печатные. Карточки с согласными окрашены в голубой цвет, с гласными – в розовый, а твердый и мягкий знак выполнены на белом фоне. Вначале показывают три буквы, затем одну заменяют новой. Педагог называет звук, ощупывает карточку, предлагает карточку ребенку, при этом повторяя звук. Второй этап обучения – педагог просит ребенка показать те или иные буквы или совершить с ними простые действия. Если этот этап пройден успешно, то совершается переход на третий этап. Педагог просит назвать три буквы, вначале по порядку, а затем вразбивку.

После шероховатых карточек приходит череда подвижного алфавита. Он представляет собой коробку с ячейками, в которых расположены строчные и заглавные письменные буквы. Педагог показывает ребенку, как их можно соединять в слоги и слова. Непосредственно чтение по Монтессори начинается для ребенка с карточек со словами и картинками, которые подразделяются по степени сложности, а последующие игровые упражнения закрепляют эти навыки.

4. Звуко-буквенный метод.

Данная методика предполагает обучения ребенка буквам, далее слогам и т.д. То есть ребенка сначала знакомят с буквами, учат, как эти буквы озвучиваются. Затем учат букв сливать в слоги.

Метод учит читать правильно, согласно психическим особенностям человека. Поэтому, как только малыш разберется со слогами, потренируется, он будет читать чисто, без ошибок. Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение гласных и согласных звуков не будут представлять для него сложности. Звуковой метод часто называют логопедическим. Ведь детки учатся не только читать, но и слышать звуки, произносить их правильно и четко. Одно из несомненных достоинств метода в том, что он развивает фонематический слух и борется с дефектами произношения.

  • обучение чтению через рисование и письмо (Методика О.Тепляковой)

По методике Ольги Тепляковой обучение чтению начинается не с освоения букв, а целых слов. Малышу понятнее целое слово или даже словосочетание, оно имеет для него смысл. Сначала кроха начинает узнавать надписи, используемые в игре, в затем уже анализирует сами слова, видит различия в написании и др. При этом ребенку не достаточно просто показать карточку с написанным словом «мишка». Малыш будет более эмоционально вовлечен в игру, если потрогает своего любимого плюшевого мишку, споет про него песенку и расскажет стишок, «покормит» его, поучаствует в театральном представлении с другими игрушками, нарисует мишку или сделает аппликацию. А на поделках малышей нужно обязательно делать надписи, дающие эмоциональную окраску игре. Первые несколько лет О.Теплякова предлагает играть со словами и короткими фразами, и только потом переходить к анализу слова и играм со слогами и буквами.

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

  • формирование представления о собственном теле. На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади
  • формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов. Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше, выше или ниже…
  • формирование представлений о последовательности. Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Последовательность из мозаики, геометрических фигур или бусинок. Разрезные картинки. Составление рассказа по сюжетному ряду картинок.
  • формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок. Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке.
  • формирование представлений о слоговом составе слова. Это могут быть игры с мячом, в которых необходимо проговаривать слова по слогам.

Главное в обучении чтению – это создание таких условий для ребенка, когда ему хочется читать, когда ему это важно и интересно. Поощряйте любые шаги малыша  за усилия в этом направлении!

А также ждем вас в Школе чтения в нашем центре, где ребенок за 3 месяца легко научится читать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Узнавайте о самых последних новостях МЕЛЬНИЦЫ

ДВЕРИ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА МЕЛЬНИЦА ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВАС ЕЖЕДНЕВНО С 09.00 ДО 21.00

КОНТАКТЫ

+375 29 654 09 54

пр.Независимости, 185

(вход со двора, возле 7 подъезда)

ООО "Мельница добра" УНП 192512438

Свидетельство выдано 28 июля 2015 г. Минским горисполкомом за номером 0106610

Форма подписки
X

Ваше имя

Ваш телефон (с кодом)

Дата рождения ребенка:

Записаться на:

Комментарий

X
Запись

X
Записаться online

Ваше имя

Ваш телефон (с кодом)

Дата рождения ребенка:

Записаться на:

Комментарий

X
×
Хотите что-то уточнить?
Загрузка...