Практически все родители хотят видеть своего ребенка развитым и смышленым, и, конечно же, успешным. Когда ребенок появляется на свет, мы, мамы и папы, стремимся дать ему самое лучшее, создать условия для счастливого будущего. Мы заботимся о его здоровье, еде и сне, физическом комфорте, покупаем одежду и игрушки, а затем практически каждая мама задается вопросом, отдавать ли ребенка на развивающие занятия?
Споры о вреде и пользе раннего развития не утихают уже очень давно, это один из самых наболевших вопросов и камень столкновения молодых родителей. Кто-то придерживается позиции, что «развивашки – это зло», что малыш должен только играть с мамой и ему этого достаточно, а кто-то считает, что чем больше дать ребенку в самом раннем возрасте, тем лучше, что если упустить время, потом невозможно будет это наверстать.
Нам кажется, что зачастую яблоко раздора в непонимании разницы между ранним развитием и ранним обучением, в незнании этапов развития детей в раннем возрасте. Давайте разберемся.
Раннее обучение – это стремление родителей впихнуть в малыша как можно ,больше знаний (энциклопедических) и умений, совершенно не соответствующих его возрасту, причем в самые короткие сроки. Зачастую результатом таких занятий являются неврологические расстройства у детей (и мам в том числе, если какой-то ребенок с площадки в чем-то лучше 🙂 ), а также компенсация одних навыков, которые являются нормой в этом возрасте, за счет других, для которых психически малыш еще не созрел, например, когда ребенок в 2,5 уже знает буквы, но совершенно не может играть самостоятельно и занять себя на короткое время, в крайних случаях не ходит даже на горшок. Родители хвалятся достижениями своих детей на площадках, перед знакомыми и родственниками, но польза от таких «умелок» действительно сомнительная.
Раннее развитие по возрасту, напротив, требует индивидуального и обдуманного подхода, понимания процессов созревания мозга ребенка и этапов его развития. Это не декларирование стихов в полтора и не умение читать в два года. Это хорошее физическое здоровье, развитая память, моторика и координация, интерес к познанию окружающего мира, чувство прекрасного, жажда творчества и новых открытий, это крепкая привязанность и чувство безопасности. Раннее развитие – это родительский пример, готовность учиться самому вместе с ребенком, а не обучать его, это атмосфера гармонии, любви и уважения к индивидуальности ребенка. И на эту базу уже можно накладывать какие-либо знания, но очень осторожно и обдуманно, в свое время, в игровой форме и в удовольствие для всех участников процесса.
В основу развивающих занятий для детей от 1 до 3 лет в нашем центре мы заложили подход гармоничного развития малышей согласно возрасту, чтобы не в коем случае не навредить, а именно дать толчок к развитию и познанию, заложить фундамент для успешного будущего.