СТОИТ ЛИ ВОДИТЬ ДЕТЕЙ В ЦЕНТРЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ, И ЧТО ЭТО ДАЕТ ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ?

Интервью с Виктmetodistорией Борисовной Примако (в дальнейшем В.Б.) , учителем-дефектологом, олигофренопедагогом, логопедом, методистом семейного центра «Мельница».

А.М.: Виктория Борисовна , поздравляем Вас с рождением дочери! Спасибо, что нашли время и уделили нам внимание. Я хотела бы поднять такой актуальный вопрос на сегодня: нужны ли центры детского развития и для кого в первую очередь? Ваше мнение: это больше для успокоения мам или для развития ребенка все-таки?

В.Б., улыбаясь: — и для мам и для малышей. Дело в том, что в самом раннем возрасте ребенок наделен неограниченными способностями к развитию. Причем нет какой-то определенной сферы человеческого существования, которая была бы выделена. Дети способны воспринимать и усваивать информацию из любой сферы деятельности. И задача родителей и воспитателя развить эти способн2 (Small)ости по возможности максимально.

Есть, конечно, родители, которые уверены, что могут сами заниматься со своим ребенком и это принесет ему максимальную пользу, но дома и в школах раннего развития ребенок получает разное развитие, разные знания, умения и навыки. Иногда они повторяются, закрепляются и это, естественно, идет малышу на пользу. Поэтому занятия дома и в центрах дополняют друг друга. На занятиях дети получают результат всегда, даже, если ребенок иногда неохотно вовлекается в игру. Ребенок развивается благодаря наблюдениям. Т.к. наблюдение — один из важнейших способов познания. Такие дети очень часто, придя домой, выполняют все, что увидели и узнали нового на занятии.

Занятия в развивающих центрах, сближают детей и родителей. Если родители не отстраненно наблюдают за ребенком со стороны, а водят с ним хоровод или рисуют, клеят, пересыпают —  то родители находятся с ребенком на одном уровне. От этого их взаимоотношения становятся более эмоциональные и теплые. В группах дети учатся общаться и со сверстниками, а мамы в этот момент общаются друг с другом.

А.М.: — Виктория Борисовна, подскажите, пожалуйста, при всем Вашем опыте и знаниях, Вы больше занимаетесь самостоятельно со своей дочурой дома или все-таки посещаете центры раннего развития? И на чем в обучении стараетесь делать акцент?


В.Б.:
Моей дочери 1.3 сейчас. Мы занимаемся дома и, безусловно, ходим на занятия в центр раннего развития.

Большое внимание я уделяю познанию мира моей дочери, в этом возрасте очень важно все потрогать, попробовать на вкус, погреметь, постучать. Моя задача – это развивать все органы чувств дочки, посредством разных тактильных ощущений, трогая мягкое, твердое, шершавое, гладкое, прослушивания музыки, рассматривания картинок, чтение книг и т.д.

А.М.: — Как Вы выбирали для своей дочери центр раннего развития? На что прежде всего обращали внимание при выборе развивающего центра?

В.Б.: — Хороший вопрос :). Сейчас центры предлагают огромное количество педагогических программ, что нередко ставит в тупик родителей, решивших составить план развития ребенка. Множество методик, направленных
на гармоничное развитие личности детей раннего возраста не только упрощают, но во многом и усложняют выбор. Какой программе стоит отдать предпочтение?  Я считаю, программе, которая успешно используется профессиональными педагогами и доказала свою эффективность на практике.

В правильной программе раннего развития обязательно должны быть представлены несколько методик. Именно этот факт и привёл к появлению большого количества методик. Каждая методика имеет свою историю создания, плюсы и минусы, своих приверженцев и оппонентов. Именно поэтому, я считаю, самая лучшая программа та, которая включает в себя лучшиЗанятия с детьмие элементы из готовых изобретений и применяется для блага малышей.

А.М.: — И все-таки, какие методики Вам нравятся больше всего? Можете привести пример нескольких из них и их достоинства?

В.Б.: —  Я очень уважаю подход к обучению известного врача и педагога Марии Монтессори. Ее метод позволяет ребенку познавать мир, благодаря подготовленной среде, и становиться самостоятельным. Я постаралась оформить такую среду дома: это отдельные зоны в квартире с игрушками-вкладышами, кубиками и пособиями со шнуровками, молниями и застежками.

Но основное внимание я уделяю возможности ребенка играть с бытовыми предметами. Чувствовать себя дома полноценной хозяйкой.

Также мне нравится методика Сесиль Лупан, которая связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. В этой методике детям пытаются дать  именно те знания, которые им интересны, и в тот момент, когда им этого хочется. Большим плюсом методики является то, что для обучения используется все, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется.

Я написала имя своей дочери на картонной табличке, которую прикрепила с внутренней стороны кроватки так, чтобы она видела ее лежа. Так же развесила слова на предметах по всей комнате. Каждый раз мы «читаем» что написано на табличке, когда дочка просыпается и когда ложится спать.

Большой популярностью среди родителей и воспитателей пользуются флеш-карточки Шичида. Мы начали заниматься с флеш — карточками с трехмесячного возраста, когда работа правого полушария наиболее активна. Принцип методики раннего развития Макото Шичида в том, что информация малышу подается в виде сменяющихся картинок с различными тематическими изображениями. Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.

Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый проговаривает название изображения — левое.

Я показываю карточки, чтобы расширить словарный запас своей дочки,  и возможно развить предрасположенность к различным иностранным языкам.

Особый интерес у меня вызывает методика Глена Доманакоторый считает, что существует прямая связь между интеллектуальным развитием ребенка и физическим: чем больше внимания уделять физическому развитию ребенка, тем быстрее будет развиваться интеллект малыша.

Как писал Глен Доман: “Движение — это фундамент для всех других человеческих способностей.”

Методика, которую он разработал, предлагает развивать умственную деятельность малыша через формирование «двигательного» интеллекта, то есть путем освоения разнообразных двигательных навыков. Вот и мы с дочкой регулярно уделяем большое количество времени ее физическому развитию.

Когда она была еще совсем малышкой – это был специальный трек для ползания. А сейчас это ходьба, бег, упражнения на равновесие, мануальные навыки и многое другое.

А.М.: — Есть ли базовые принципы, на которые Вы обращаете внимание в дошкольном обучении?

В.Б.: — Главный принцип, на мой взгляд, это Принцип индивидуального подхода. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Очень важно создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Не менее важным является Принцип Наглядности. Так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов,  картин,  иллюстраций,  образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей педагог.

В обучении детей важно абсолютно все. И доступность материала, и систематичность проведения занятий и их последовательность.

Руководствуясь всеми дидактическими принципами, я достигаю лучших результатов в обучении детей дошкольного возраста.

А.М.: — Спасибо Вам большое, Виктория Борисовна, за то, что уделили нам время и помогли еще раз выделить самое главное в дошкольном обучении и отметили, на что обращать внимание при выборе детского центра! Успехов Вам!

 

Интервью вела корреспондент семейного центра «Мельница»,

Анна Мельникова

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Узнавайте о самых последних новостях МЕЛЬНИЦЫ

ДВЕРИ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА МЕЛЬНИЦА ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВАС ЕЖЕДНЕВНО С 09.00 ДО 21.00

КОНТАКТЫ

+375 29 654 09 54

пр.Независимости, 185

ООО "Мельница добра" УНП 192512438
Свидетельство выдано 28 июля 2015 г. Минским горисполкомом за номером 0106610
Счет BY89SLAN30122449800170000000 ЗАО БАНК ВТБ БЕЛАРУСЬ, БИК SLANBY22