Интервью с Викторией Борисовной Примако (в дальнейшем В.Б.) , учителем-дефектологом, олигофренопедагогом, логопедом, методистом семейного центра «Мельница».
Интервью с Викторией Борисовной Примако (в дальнейшем В.Б.) , учителем-дефектологом, олигофренопедагогом, логопедом, методистом семейного центра «Мельница».
А.М.: — Виктория Борисовна , поздравляем Вас с рождением дочери! Спасибо, что нашли время и уделили нам внимание. Я хотела бы поднять такой актуальный вопрос на сегодня: нужны ли центры детского развития и для кого в первую очередь? Ваше мнение: это больше для успокоения мам или для развития ребенка все-таки?
В.Б., улыбаясь: — и для мам и для малышей. Дело в том, что в самом раннем возрасте ребенок наделен неограниченными способностями к развитию. Причем нет какой-то определенной сферы человеческого существования, которая была бы выделена. Дети способны воспринимать и усваивать информацию из любой сферы деятельности. И задача родителей и воспитателя развить эти способности по возможности максимально.
Есть, конечно, родители, которые уверены, что могут сами заниматься со своим ребенком и это принесет ему максимальную пользу, но дома и в школах раннего развития ребенок получает разное развитие, разные знания, умения и навыки. Иногда они повторяются, закрепляются и это, естественно, идет малышу на пользу. Поэтому занятия дома и в центрах дополняют друг друга. На занятиях дети получают результат всегда, даже, если ребенок иногда неохотно вовлекается в игру. Ребенок развивается благодаря наблюдениям. Т.к. наблюдение — один из важнейших способов познания. Такие дети очень часто, придя домой, выполняют все, что увидели и узнали нового на занятии.
Занятия в развивающих центрах, сближают детей и родителей. Если родители не отстраненно наблюдают за ребенком со стороны, а водят с ним хоровод или рисуют, клеят, пересыпают — то родители находятся с ребенком на одном уровне. От этого их взаимоотношения становятся более эмоциональные и теплые. В группах дети учатся общаться и со сверстниками, а мамы в этот момент общаются друг с другом.
А.М.: — Виктория Борисовна, подскажите, пожалуйста, при всем Вашем опыте и знаниях, Вы больше занимаетесь самостоятельно со своей дочурой дома или все-таки посещаете центры раннего развития? И на чем в обучении стараетесь делать акцент?
В.Б.: Моей дочери 1.3 сейчас. Мы занимаемся дома и, безусловно, ходим на занятия в центр раннего развития.
Большое внимание я уделяю познанию мира моей дочери, в этом возрасте очень важно все потрогать, попробовать на вкус, погреметь, постучать. Моя задача – это развивать все органы чувств дочки, посредством разных тактильных ощущений, трогая мягкое, твердое, шершавое, гладкое, прослушивания музыки, рассматривания картинок, чтение книг и т.д.
А.М.: — Как Вы выбирали для своей дочери центр раннего развития? На что прежде всего обращали внимание при выборе развивающего центра?
В.Б.: — Хороший вопрос :). Сейчас центры предлагают огромное количество педагогических программ, что нередко ставит в тупик родителей, решивших составить план развития ребенка. Множество методик, направленных
на гармоничное развитие личности детей раннего возраста не только упрощают, но во многом и усложняют выбор. Какой программе стоит отдать предпочтение? Я считаю, программе, которая успешно используется профессиональными педагогами и доказала свою эффективность на практике.
В правильной программе раннего развития обязательно должны быть представлены несколько методик. Именно этот факт и привёл к появлению большого количества методик. Каждая методика имеет свою историю создания, плюсы и минусы, своих приверженцев и оппонентов. Именно поэтому, я считаю, самая лучшая программа та, которая включает в себя лучшие элементы из готовых изобретений и применяется для блага малышей.
А.М.: — И все-таки, какие методики Вам нравятся больше всего? Можете привести пример нескольких из них и их достоинства?
В.Б.: — Я очень уважаю подход к обучению известного врача и педагога Марии Монтессори. Ее метод позволяет ребенку познавать мир, благодаря подготовленной среде, и становиться самостоятельным. Я постаралась оформить такую среду дома: это отдельные зоны в квартире с игрушками-вкладышами, кубиками и пособиями со шнуровками, молниями и застежками.
Но основное внимание я уделяю возможности ребенка играть с бытовыми предметами. Чувствовать себя дома полноценной хозяйкой.
Также мне нравится методика Сесиль Лупан, которая связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. В этой методике детям пытаются дать именно те знания, которые им интересны, и в тот момент, когда им этого хочется. Большим плюсом методики является то, что для обучения используется все, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется.
Я написала имя своей дочери на картонной табличке, которую прикрепила с внутренней стороны кроватки так, чтобы она видела ее лежа. Так же развесила слова на предметах по всей комнате. Каждый раз мы «читаем» что написано на табличке, когда дочка просыпается и когда ложится спать.
Большой популярностью среди родителей и воспитателей пользуются флеш-карточки Шичида. Мы начали заниматься с флеш — карточками с трехмесячного возраста, когда работа правого полушария наиболее активна. Принцип методики раннего развития Макото Шичида в том, что информация малышу подается в виде сменяющихся картинок с различными тематическими изображениями. Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.
Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый проговаривает название изображения — левое.
Я показываю карточки, чтобы расширить словарный запас своей дочки, и возможно развить предрасположенность к различным иностранным языкам.
Особый интерес у меня вызывает методика Глена Домана, который считает, что существует прямая связь между интеллектуальным развитием ребенка и физическим: чем больше внимания уделять физическому развитию ребенка, тем быстрее будет развиваться интеллект малыша.
Как писал Глен Доман: “Движение — это фундамент для всех других человеческих способностей.”
Методика, которую он разработал, предлагает развивать умственную деятельность малыша через формирование «двигательного» интеллекта, то есть путем освоения разнообразных двигательных навыков. Вот и мы с дочкой регулярно уделяем большое количество времени ее физическому развитию.
Когда она была еще совсем малышкой – это был специальный трек для ползания. А сейчас это ходьба, бег, упражнения на равновесие, мануальные навыки и многое другое.
А.М.: — Есть ли базовые принципы, на которые Вы обращаете внимание в дошкольном обучении?
В.Б.: — Главный принцип, на мой взгляд, это Принцип индивидуального подхода. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Очень важно создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Не менее важным является Принцип Наглядности. Так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей педагог.
В обучении детей важно абсолютно все. И доступность материала, и систематичность проведения занятий и их последовательность.
Руководствуясь всеми дидактическими принципами, я достигаю лучших результатов в обучении детей дошкольного возраста.
А.М.: — Спасибо Вам большое, Виктория Борисовна, за то, что уделили нам время и помогли еще раз выделить самое главное в дошкольном обучении и отметили, на что обращать внимание при выборе детского центра! Успехов Вам!
Интервью вела корреспондент семейного центра «Мельница»,
Анна Мельникова
Узнавайте о самых последних новостях МЕЛЬНИЦЫ
© Copyright 2020 by МЕЛЬНИЦА Семейный центр творчества и развития для детей и взрослых